Город Ош

Ош — второй по величине город в Кыргызстане, официально получивший статус «Южной столицы» республики, город, расположенный на востоке Ферганской долины, на высоте более 1000 м над уровнем моря.

Сегодня этот древний город является административным центром Ошской области. Это крупный экономический и культурный центр с населением, насчитывающим 243,2 тысячи человек (2009 год), сохранивший свое неповторимое очарование и таинственность древнего Востока.

Ош расположен на юго-восточной окраине Ферганской впадины у северного подножия Кичиалайского хребта (Юго-западная окраина Тянь-Шаня, и северо-восточная окраина Памиро-Алая) на высоте 700 - 1000 метров над уровнем моря. С трех сторон Ош окружен отрогами этого хребта, а в центре города на высоту более 100 м поднимается гора Сулейман-Тоо.
Происхождение названия и история

Многочисленные легенды связывают основание города с именами Александра Македонского и пророка Сулеймана (Соломона).

Ученые до сих пор спорят относительно этимологии названия города и никак не могут прийти к единому решению, которое устраивало бы их всех. А связано это с тем, что уж очень глубоко в века уходят его корни. Культовые служители естественно связывают происхождение Оша с легендами и, безусловно, связанными с библейским Сулайманом (царем Соломоном). Так, одна из легенд гласит, что будто бы однажды царь вел свое войско, а впереди гнал пару волов с плугом. Когда волы дошли до именитой горы, Соломон сказал: «Хош!» (т.е. «довольно»). Поэтому некоторые считают, что именно так и произошло название города. Однако, как ни странно, ни одна из подобных этой легенд не объясняет ни факта возникновения города, ни этимологии его названия, но все же свидетельствует о древности земледельческих занятий жителей этих мест.

Таким образом, сомневаться в том, что Ош - это древнейший город в Киргизии и один из старинных городских центров Средней Азии, не приходится. Письменная история города насчитывает свыше тысячи лет, а археологические находки тем временем уносят основание города на 3 тысячи лет назад.

Возникновение Оша связанно с поселением древних земледельцев эпохи бронзы, обнаруженном на южном склоне Сулейман горы, считающейся священной с незапамятных времен и хранящей свидетельства древних культов исламского периода.

Дальнейшее развитие города связано с географическим положением города, который расположен в благодатной долине у подножия Памира, Памиро-Алая.

В силу своего ситуационного размещения, Ош являлся точкой пересечения на торговых караванных путях древности и средневековья из Индии и Китая в Европу. Здесь проходила одна из ветвей Великого Шелкового пути, являвшегося важнейшей торговой артерией древности, связывающей Восток с Западом.

Торговый город Ош очень славился своими базарами и караван-сараями. А главный базар, расположенный на левом берегу реки Ак-Буры, представлял собой классический образец восточного крытого рынка - тима. Вот уже более двух тысячелетий главный базар, в Оше живет своей шумной и яркой жизнью, меняя свои постройки и расширяя границы, но все-таки оставаясь на том же, выбранном еще в древности, месте.

В древности Ош являлся одним из религиозных мусульманских центров Средней Азии. Это связанно во многом с находящейся на территории города горы Сулейман-Тоо, которую легенды и народные предания наделяют необычайной силой и способностью исцелить любые недуги паломников.

В 1876 году Ош был присоединен к России после его предварительного завоевания Кокандским ханством. С 1876 года Ош являлся уездным городом, а с 1939 года - центром Ошской области в Киргизии.

Современный Ош - промышленный центр Киргизии. Здесь расположен один из крупнейших в Центральной Азии хлопчатобумажный комбинат, шелкокомбинат, предприятия стройиндустрии, металлообработки, машиностроения, предприятия легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленностей, аэропорт.
Достопримечательности

Наиболее значительные из культовых сооружений города: медресе Алымбека Параванчи датка, медресе Мухамедбой Тюрка Халь Муратбаева представляют собой великолепные образцы ферганской архитектурно-строительной школы.

В городе сосредоточено множество парков и историко-культурных памятников: Мечеть Садыкбая, Мечеть Шахид-Тепа, средневековая баня; мемориальный комплекс «Вечерний огонь»; памятники: В.И. Ленину, Токтогулу Сатылганову, Абдыкадырову, Султану Ибраимову, Орозбекову, Курманжан-Датка, Алишеру Навои; Ошское поселение: пещера «Эхо любви», грот «Ласточкино гнездо»; красивейшие места: Кыл-Куприк, Бешик-Таш, Чакки-Тамар, Кол-Таш, Сылык-Таш; а также старинное кладбище, петроглифы. Наряду с памятниками мусульманского культа, в центральном сквере города расположен единственный в городе памятник русской православной архитектуры начала 20 века Михайло-Архангельская церковь. К сожалению, этому памятнику пришлось пережить все невзгоды, связанные с «культурной революцией» советской власти, но в 1991 году он был возвращен православной религиозной общине.

К сожалению, от древнего Оша до наших дней не сохранилось ни крепостной стены с тремя воротами, ни цитадели, окруженной шахристаном, ни соборной мечети возле базара - кстати, другого немаловажного символа города, которому уже более двух тысяч лет. Это настоящий хаотичный восточный базар с узкими улочками, многочисленными шашлычными, горами разноцветных специй, фруктов и местными рикшами. На узких базарных улочках всегда идет оживленная торговля амулетами, талисманами, снадобьями и специями. Кому-то это кажется неумной восточной экзотикой, кого-то смущает отсутствие комфорта. Власти города не раз пытались придать ошскому базару «европеизированный» вид, но торговцы вместе с горожанами упорно стоят на своем. Вот и получается теперь, что компактные магазинчики время от времени перемежаются разбросанными торговыми рядами. Мороженое (очень вкусное и совсем недорогое), напитки, наручные часы - от одного торговца до другого всего один шаг. Зато, попав сюда, Вы можете быть уверены, что в этом месте найдете практически все, что искали. Еще одна очень приятная и характерная особенность восточных базаров - при покупке товара здесь принято торговаться.

Стоит отметить, что древний город Ош является замечательным местом для начала пеших походов и горных восхождений, а среди иностранцев он известен, прежде всего, как перевалочный пункт на пути к альплагерю «Памир».

И еще одна особенность города - это его удачное географическое расположение. Отсюда можно попасть в один из древнейших уйгурских городов - загадочный Кашгар, подняться в Памирские или Тянь-Шаньские горы. Отсюда же можно проехать в другую часть Ферганской долины, находящуюся под юрисдикцией Узбекистана и Таджикистана.

Ошская область знаменита крупнейшими пещерами во всей Киргизии: Чиль-Устун, Чиль-Майрам, Кеклик-Тоо.

Вход сталактитовой пещеры Чиль-Устун расположен практически на отвесной скале на высоте 250 метров. Название пещеры на русский язык переводится как «Сорок колон». Эта пещера является одним из мест в горах Киргизии, куда приходят паломники. Легенда пещеры гласит, что если человек совершил много тяжких грехов, то все они канут в бездну и небытие. И если путник пройдет по скальной круче и невредимым вернется к подножию горы, то ему простятся все прегрешения. А измельченный в порошок камешек, принесенный из Чиль-Устун способен излечить любые болезни. Урочище Абшир-сай знаменито интересным карстовым водопадом-источником.

Чон-Алайский район Ошской области - это место где находится один из двух семитысячников страны - пик Ленина. (7134 метра). Восхождение на пик Ленина - сложное альпинистское восхождение, которое может оказаться по силам только людям, имеющим опыт высотных альпинистских восхождений (как минимум, Эльбрус). Помимо опыта, силы воли и выносливости, для того чтобы совершить восхождение на пик Ленина, необходимо иметь довольно дорогостоящее альпинистское снаряжение, одежду и обувь.

Итак, пусть город Ош не столь благоустроен как столица страны, в нем нет многочисленных правительственных и административных зданий, его простота и традиционность без сомнения очарует прибывающих гостей. А когда у Вас впереди захватывающее и полное приключений путешествие, Ош становится последним островком цивилизации.
Сулейман-Тоо

С трех сторон Ош окружен холмами и невысокими скалистыми отрогами Алайского хребта. Находясь практически под «крышей мира», Вы повсюду сможете почувствовать дыхание могучих и величественных гор Памиро-Алая. Но главное свидетельство их присутствия - это, конечно же, пятиглавая Сулейман-гора (Сулейман-Тоо), возвышающаяся в самом центре города. Это один из отрогов Алайского хребта представляющий собой скалу высотой более 100 метров.

Гора Сулейман-Тоо в июне 2009 года стала первым в стране памятником Всемирного наследия.

Сулейман-Тоо («гора Сулеймана») или Тахти-Сулейман («престол Сулеймана», то есть библейского царя Соломона), расположенная прямо в центре города. Уже в 10 веке к этой неприметной на первый взгляд скалистой возвышенности тянутся паломники со всей Азии, ибо с незапамятных времен считается, что именно здесь пророк Сулейман обращался к богу, а на камнях остались отпечатки его лба и колен. Над этим святым для каждого мусульманина местом Мухаммад Захириддин Бабур (1483 - 1530), правнук Тимура и основатель династии Великих Моголов, построил небольшую худжру (келью) с михрабом, на месте которой в наши дни высится белокаменная мечеть и воссозданный по архивным источникам «домик Бабура». По преданиям именно на этой горе женщина может просить бога о ниспослании ей ребенка, а на вершину ведет легендарная «тропа испытания», по которой, согласно легендам, никогда не сможет пройти ни одна неверная жена.
Гора Тахти-Сулейман еще в раннее средневековье имела культовое значение для всех верующих, особенно для огнепоклонников. Есть даже предположение, что пророк зороастризма и создатель священной книги «Авесты» Заратуштра (Зороастр) жил и создавал свое учение в пещере именно на горе Сулейман-Тоо. Здесь существовал один из самых ранних храмов зороастрийского культа вода-огонь (храм реки Охшо, Йахша-Ош и огня). Возможно, название города происходит именно от этих слов. Сотни петроглифов высечены на скалистых выходах горы, каменных плитах, на стенах пещер и гротов. Особо любопытные могут подняться на саму гору, откуда открывается превосходная панорама города Ош. Здесь он виден как на ладони, можно подолгу стоять и любоваться великолепным пейзажем: внизу - кипящая городская жизнь, вдали - дышащие спокойствием и уверенностью Великие Горы.

Другая достопримечательность горы - памятник архитектуры, однополярная мечеть Тахти-Сулейман - уникальная по своему месторасположению, т.к. она была построена на восточной вершине горы Сулейман-Тоо, на высоте почти 150 метров. В последние десятилетия это сооружение связывалось с именем Мухаммада Захириддина Бабура, потомком Амира Тимура и называлось домиком Бабура.

У подножия горы расположены самые именитые мечети города (мавзолей Асаф-ибн-Бурхия (11 - 17 века), мечеть Рават-Абдуллахан (17 - 18 века), мечеть Мухаммед Юсуф Байходжи-Оглы (1909 год)).

Мавзолей Асаф ибн Бухрия - памятник архитектуры 18 - 19 веков, расположенный у подножья восточного склона Сулейман-Тоо. Согласно народным преданиям мавзолей назван по имени мифического сподвижника царя Сулеймана (Соломона) Асафа ибн Бухрия, завещавшего похоронить его после смерти у подножья этой горы что, по словам предания, и было исполнено. А над могилой его было воздвигнуто архитектурное сооружение, которое за свою многовековую историю неоднократно разрушалось и возводилось вновь новым поколениями.

Все эти памятники архитектуры являются частью Ошского объединенного историко-культурного музея-заповедника.